«Вывернули душу человека». Старец Илий о жизни в СССР и выборах президента

Слова старцев всегда много значили на Руси. Достаточно вспомнить, как в XIX в Достоевский приезжал в Оптину пустынь для встречи со старцем Амвросием. Сегодня возрождение старчества в знаменитой Оптинской обители связано с именем схиархимандрита Илия.

К нему «АиФ» и обратился с вопросами, которые составляют духовный и общественный нерв страны. 

Мария Поздникова, «АиФ»: Батюшка Илий, у православных сейчас Великий пост. На что следует обратить особое внимание?

Схиархимандрит Илий: Великий пост — духовная весна. И ни в коем случае не наказание. Наказываем мы сами себя, когда плохо живём. В молодости я жил в общежитии, там был строитель, который везде носил с собой чайник. Он свою зарплату за неделю пропивал, потом занимал, но чаще перебивался чаем. У него воздержание было вынужденным. А у нас добровольное — ради Господа, ради души своей.

Человек больше грешит не приёмом пищи, а своим невоздержанным поведением: недостатком любви к ближним, к членам семьи. В молитве Господней «Отче наш» сказано: аще отпущаем грехи, то есть прощаем своим ближним, если кто-то нас обидел, то и Господь простит наши немощи по Своей великой любви.

Красивые обещания

— Мы беседуем накануне выборов Президента России. Некоторые говорят: «А зачем на них идти? От меня ничего не зависит!»

— Тем, кто забился в свою эгоистическую норку, квартирку, хатку, это не составит похвалы. Нужно думать не только о себе. Нужно думать о стране. Так наш многонациональный народ всегда и поступал. Всегда сплачивался в ответственный момент. С доброй совестью и добрым желанием нужно сделать свой выбор, всё взвесив и рассудив. 

— Как рассудить?

— Подумать, что для страны будет благом, а что, наоборот, приведёт к потрясениям. Вот, есть человек, который достаточно знает состояние нашего Отечества, уже избирался главой государства, прошёл вместе с народом через огромное количество трудностей. Или на этот пост встаёт какой-нибудь другой кандидат. Пусть с большими знаниями, но без опыта и понимания обстоятельств, которые составляют жизнь нашей огромной страны. Это повлечёт большие нестроения и смуты. 

Надо быть осторожными с кандидатами, которые обольщают народ красивыми речами, а в действительности хотят занять пост в корыстных целях.

— Многие склонны верить красивым обещаниям. 

— Россия уже однажды, в 1917 г., поверила обещаниям о светлом будущем. Сыграли на простоте и доверчивости русского народа. Это привело к национальной катастрофе. Целые слои населения объявили «врагами», уничтожали духовенство, интеллигенцию, предпринимателей, казачест­во, крестьянство. Решение без суда и следствия принимала «тройка». Сотни человек расстреливали за один раз. А исполнителям, расстрельной команде, выдавали ведро водки. Вот они, плоды революции! 

— Есть другой взгляд на советский период: да, были репрессии. Но мы получили бесплатное образование, жильё, медицину. Многие молодые люди сегодня так видят СССР.

— Да, в «коммунистическом раю» роскошно жила партийная номенклатура, которая пользовалась спецпайками, спецбольницами и т. д. А простой люд? Мои бабушка и дедушка умерли от голода. Вымирали целые деревни. В округе только моя деревня Редкино (Орловская обл. — Ред.) и сохранилась, а остальные — Терехино, Новодмитровка, Марьино — исчезли. Как мы жили? Что ели? В лучшем случае «тошнотики» из гнилой прошлогодней картошки, которую удавалось найти на огороде. Наша семья — мама, старший брат, сестра, младший брат, бабушка с дедушкой — жила в хибарке с соломенной крышей. Солому давали, если только председателя уважить — напоить. Зимой температура в доме поднималась максимум до 5-10 градусов — когда удавалось раздобыть уголь.

За погибшего на фронте отца, Афанасия Ноздрина, мы не получали ни копейки. Никаких денег маме за рабский труд в колхозе не платили. Помню, как меня постоянно преследовало чувство голода. 

— Батюшка, а что это за история про хлеб, которую у вас в деревне до сих пор пересказывают? 

— Этот случай произошёл спустя несколько лет после войны. Старший брат Иван с товарищами ездили в Тулу за хлебом. Возвращались в Орёл уставшие. Зашли на вокзал. И там уснули. Этот хлеб у них украли. А я пришёл с поля голодный. В доме никакой еды. Думаю, пойду ягод поищу. У нас рядом с домом железная дорога. Прошёл вдоль путей метров пятьдесят, гляжу: что-то на земле лежит, в ткань обёрнуто. Разворачиваю — а внутри буханка хлеба. Свежая, ещё тёплая. Не берусь судить, как он оказался на том месте, — может, с проходящего мимо поезда упал. Радость дома была великая. В то голодное время это было чудом. 

— Правда, что вы многих благословляете в деревню перебраться? 

— Где самая лучшая жизнь? Там, где деды, прадеды жили. В деревне. Будет человек на природе хозяйствовать — будет у него и здоровье. И дети здоровые расти будут, а не с аллергией. А то все в Москву, в другие города рвутся. В моём родном Орле уже пробки. Скоро в городах дышать нечем будет. И потом: если в деревнях никого не останется, кто города кормить будет? Нам надо хотя бы десять процентов загубленных деревень возродить. 

Почувствовать вечность 

— Согласно соцопросам, 80% населения России называют себя православными. Но лишь малая часть из них регулярно ходит в храм, соблюдает пост. 

— Годы атеизма не прошли даром. Коммунисты отвращали людей от веры всеми возможными способами — с помощью кино, радио, газет, телевидения. Это были целенаправленные разрушительные действия против духовных основ жизни русского народа. Нужно было из верующего русского человека, трудолюбивого, ответственного, сделать «хомо советикус». Храмы разрушали, священников расстреливали.

«Революция была преступлением». Патриарх призвал извлечь уроки из истории

Только в 1937-1938 гг. расстреляли более 100 тысяч православных священно­служителей! На огромную страну оставалось несколько сотен действующих храмов. С каким садизмом убивали! Архиепископа Тверского Фаддея (Успенского) утопили в тюремном клозете. Епископа Соликамского Феофана (Ильменского) многократно погружали в прорубь и в конце концов заморозили, устроив из этого публичную казнь. Епископ Исидор (Колоколов) был арестован ЧК и посажен на кол. Посмотрите на наш православный календарь — там что ни день, то память новомученика. Кто двигал организаторами этих гонений? Это были люди, преданные сатане. Задача сатаны — оторвать людей от Бога. Нам кричали, что учёные доказали, что Бога нет. Какая ложь! Нет таких доказательств! Но в школах до сих пор прививают материалистические взгляды. Вывернули душу человека. Заострили внимание только на земном. Человек — разумное существо. И дети уже в школьном возрасте пытаются понять: а что же, в сущности, составляет жизнь? Неужели смысл только в питании и размножении? Так и скот живёт. У человека есть запросы гораздо выше. Бог вкладывает в него религиозные чувства с самого рождения. Младенец, когда попадает в храм, тянется, показывает, где поставить свечку. А у людей хотели отнять понятие о духовной жизни. Для православных нет никаких сомнений в вечности. У нас можно набрать миллионы фактов, доказывающих существование Бога. Одних только случаев, когда святые являли себя людям, не перечесть. Преподобному Сергию Радонежскому сколько раз Матерь Божия являлась. Серафиму Саровскому — Сам Спаситель. Афонскому старцу Силуану явился Господь. И каждый человек, который глубоко молится, обязательно почувствует свою связь с миром вечным. 

— Во время войны вы молились за отца, но он погиб. Как вы это восприняли, будучи ребёнком? 

— С фронта от отца мы получили только одно письмо. А потом известие, что он умер от ранений. Так было угодно Промыслу Божию. Сказано в Евангелии: нет больше той любви, кто душу свою положит за други своя. 

Но моя молитва не пропала даром. Мы много лет искали место, где он похоронен, и нашли. Это братская могила во Владикавказе, где отец скончался в военном госпитале. Рядом строится храм. 

— Вы уже в детстве почув­ствовали, что вечность есть?

— Я всегда это знал. Всегда молился. И Россия несмотря ни на что всегда жила именно верой. И в страшной Великой Отечест­венной наш народ победил с Божией помощью. 

Будет вера — будет жизнь. 

Досье

Схиархимандрит Илий (Ноздрин Алексей Афанасьевич). 

Родился в 1932 г. в Орловской области. Закончив школу, отслужил в армии. Потом был текстильный техникум, работа на производстве, а затем поступление в духовную семинарию. Во время обучения принял постриг с именем Илиан. 

В 1966-1976 гг. нёс послушание в Псково-Печерском монастыре, следующие 10 лет провёл в Русском на Афоне Пантелеимонове монастыре, где был духовником братии. В 1989 г. был направлен в восстанавливающуюся Оптину пустынь. Здесь принял великую схиму с именем Илий. В течение 20 лет схиигумен Илий возрождал старческое служение, которым всегда славился монастырь. 

В 2009 г. поселился на Патриаршем подворье Троице-Сер­гиевой Лавры в подмосковном Переделкине. На Пасху 2010 г. возведён в сан схиархимандрита. 

Является духовником Патриарха Кирилла.

Источник

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Главные общественные события © 2018 ·   Войти   · Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх